Из искры, неосмотрительно высеченной на прошлом саммите "Восточного партнерства" (ВП), разгорелся пожар, который не удалось потушить до сих пор. В ноябре 2013 года в Вильнюсе тогдашний президент Украины Виктор Янукович отказался парафировать соглашение об ассоциации с ЕС, что стало поводом для начала евромайдана. Дело дошло до невиданной со времен падения Берлинской стены конфронтации между Россией и Западом. От четвертого саммита ВП, который откроется сегодня вечером в Риге, революционных решений не ждут. Во многом это связано с тем, что в Брюсселе не хотят нового витка обострения отношений с Россией. Ведь запущенная в 2009 году программа ВП, в которую вошли шесть стран - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина, воспринимается как вызов присутствию России на постсоветском пространстве, ее планам региональной интеграции в СНГ и переговорному процессу Москвы с Брюсселем. Впрочем, есть и другие причины для того, чтобы ВП несколько сбавило обороты. Как выяснилось, Украина не выполнила трети требований для получения безвизового режима с ЕС. Они касаются борьбы с организованной преступностью, торговли людьми, защиты национальных меньшинств, предоставления убежища и, главное, предотвращения коррупции и борьбы с ней. Вряд ли недавние призывы президента Петра Порошенко и протекция председателя Европейского совета Дональда Туска смогут круто изменить зафиксированную в предварительной версии итогового документа позицию Брюсселя. ЕС страшно боится неконтролируемого наплыва мигрантов из кризисной Украины и будет зорко стеречь свои границы от потока нежелательных гостей не только с Юга, но и с Востока. Не светит отмена визового режима и Грузии. Для Тбилиси это - холодный душ, так как безвизовые поездки в Европу ему гораздо важнее торговых преференций. Похоже, что Грузия стала жертвой солидарности и получит безвизовый режим только вместе с Украиной. В отличие от этих стран Молдавия уже добилась желаемой либерализации визового режима с ЕС. Этим объясняется то, что рижский саммит не вызывает в Кишиневе особого энтузиазма. Ожидается, что Евросоюз сделает интересные предложения Белоруссии, которая представляет все больший интерес. Связи с Белоруссией и Арменией, как обещают в Брюсселе, будут строиться с учетом того, что эти страны являются участницами Евразийского экономического союза. В приоритетах также сотрудничество с Азербайджаном. Так как ЕС всячески пытается снизить зависимость от российского газа, углеводороды из Каспийского региона рассматриваются как альтернатива. Ставка делается на Южный газовый коридор с главной ресурсной базой на Каспии "Шах-Дениз-2". Хотя вряд ли Баку, который прекрасно освоил все тонкости нефтегазовой дипломатии, согласится взять на себя в Риге конкретные обязательства. Ожидается, что, учитывая разную степень вовлеченности стран в ВП, на саммите обсудят дифференцированный подход ЕС к работе с каждой. Тем из них, которые не являются членами ВТО, будет обещана помощь от ЕС в решении вопроса вступления в организацию. Судя по всему, это и определит новую стратегию действий в рамках ВП. Тем более что в условиях сложной ситуации в экономике и новой волны долгового кризиса в Греции в ЕС нет лишних средств для масштабной реализации программы. Ее бюджет с самого начала был довольно скромным - около 4 млрд евро на шесть лет. Конкретные же суммы в бюджете Евросоюза до 2020 года так и не названы. С другой стороны, события вокруг Украины, похоже, стали уроком для других участников ВП. Они опасаются стать заложниками политической игры, где им, по сути, отведена роль фигур, которые могут быть принесены в жертву в нужный для Москвы или Брюсселя момент. После того, что произошло в Украине, никто примерять на себя такую роль не хочет.
|