Пересмотр бюджетных параметров на 2014 год и сокращение расходов приведет к сокращению темпов экономического роста, сообщила на состоявшемся 20 сентября в Москве круглом столе ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина. По ее словам, это сокращение будет стоить с точки зрения экономического роста - 2 десятых процентного пункта ВВП. "С учетом того, что темпы экономического роста достаточно низкие, это много",- сказала она. По словам эксперта, "бюджет больше не является драйвером экономического роста". Она рассказала, что после кризиса не только экономика, но и вся бюджетная сиcтема оказалась на развилке: перед бюджетом стоял выбор - стабилизация или развитие. Минфин сделал выбор в пользу бюджетных правил и жесткого ограничения бюджетных расходов. Идею бюджетной модели Минфина, по ее словам, можно назвать "рост как результат стабильности". Но такая модель соответствовала ситуации 2007- 2008 года, тогда как сегодня "ситуация принципиально другая" - в экономике наблюдается дефицит источников роста и "примат стабилизации в экономической политике может вылиться в кризис платежного баланса, замедление экспорта и расширения импорта", что приведет к потерям в макроэкономической политике, сказала Пенухина. "Если произойдет краткосрочное снижение нефтяных цен на мировых рынках, то модель позволит сохранить текущий уровень расходов без каких-то резких телодвижений. Основная критика этой модели всегда заключалась в том, что если снижение цен на нефть будет не краткосрочным, а длительным, то эта модель не поможет. Как ни удивительно, жизнь оказалась хитрее - цены на нефть не изменились, а проверкой на стрессоустойчивость для выбранной модели стало снижение не нефтегазовых доходов, которое наблюдается на фоне в принципе стабильных нефтяных цен. К этой ситуации бюджет оказался не готов", - рассказала Пенухина. Серьезное сокращение не нефтегазовых доходов привело к тому, что "пришлось в ручном режиме перенастраивать бюджетную систему" при помощи налоговых и бюджетных маневров. Дефицит на перспективный период, по словам эксперта, достаточно маленький и есть запас прочности, но существует опасность замедления темпов экономического роста. Пенухина рассказала, что в новом бюджете сокращались на 5% почти все расходы кроме защищенных, субсидии бюджетным и автономным учреждениям сократили на 2%, а также удалось подвинуть сроки по гособоронзаказу. Также большим источником дохода стала ликвидация накопительной части пенсии. По словам эксперта, произошел размен между социальными расходами внутри социального блока.
|