В ситуации по «Южному потоку» появились конструктивные подвижки: в Еврокомиссии наконец-то стали понимать бесперспективность «упорного противостояния» — ЕК будет искать решение по «потоку» без пересмотра межправсоглашений, на чем прежде настаивали еврочиновники. Об этом пишут «Ведомости», ссылаясь на представителей еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера.
Напомним, что конце прошлого года ЕК вдруг потребовала от России пересмотреть межправсоглашения по «Южному потоку», заявив, что они не соответствуют европейскому законодательству, принятому в 2009 году, и Третьему энергопакету, в частности. Европейские чиновники даже заявили, что если Россия этого не сделает, то есть не учтет требования Третьего энергопакета, то у ЕК найдутся возможности обязать ее это сделать. Фактически все претензии ЕК сводятся к тому, что «Газпром», который, собственно, и строит «Южный поток», должен предоставить доступ к трубе третьим поставщикам газа. Также, согласно требованиям ЕС, российской компании запрещено контролировать свой трубопровод и устанавливать тарифы.
После резкого обмена заявлениями стороны так и не пришли к началу 2014 года к каким-либо конструктивным решениям, но тут «неожиданно запланированную» помощь России оказали страны-транзитеры, с которыми у РФ заключены межправсоглашения, — Венгрия, Болгария и Словения. Они выступили с единой позицией, согласно которой Россия заключала эти договоры тогда, когда в законодательстве Евросоюза еще не действовал Третий энергопакет – то есть в период 2008-2009 годов. Безусловно, вся «братская помощь» России этим странам в виде долгосрочных кредитов и т.д. – это звено одной цепочки.
В конце прошлой недели министр энергетики России Александр Новак и Эттингер, так толком ни о чем не договорившись на встрече в Москве, все-таки приняли решение создать рабочую группу, основная задача которой будет обсуждение правовых и технических вопросов проекта. Основная задача этой группы – не пересмотр правительственных соглашений по «Южному потоку», а решение адаптации «Южного потока» к законодательству Евросоюза, сообщил российский замминистра энергетики Анатолий Яновский. Как будет работать группа – пока еще неизвестно, заявил представитель еврокомиссара, но отметил, что отношения России и Еврокомиссии в настоящий момент носят конструктивный характер.
Позиция России известна: межправсоглашения основаны на нормах международного права и их приоритет выше законодательства Евросоюза.
«Южный поток» — проект «Газпрома», который предусматривается строительство газопровода мощностью 63 млрд кубометров через Черное море в Южную и Центральную Европу. На проектную мощность газопровод должен выйти в 2018 году, с его помощью Россия намерена обеспечивать клиентов газом не транспортируя его через Украину, соглашение с которой заканчивается в 2019 году.
В случае если стороны все же не договорятся, то «Южный поток» может разделить судьбу «Северного потока». Газопровод OPAL в Германии — это продолжение «Северного». Еще с начала прошлого года «Газпром» безуспешно пытается добиться от Евросоюза разрешения вывести OPAL из-под норм Третьего энергопакета. Не имеют успеха и обещания российской компании выставлять свободные мощности на аукцион.
Газопровод OPAL – соединяет новую трансбалтийскую магистраль «Северный поток» с ранее существовавшими газотранспортными сетями. Проходит по территории Германии. Его мощность составляет 36 млрд кубометров. В планах России и Германии исключить газопровод из норм Третьего энергопакета Евросоюза. Если это удастся сделать, то «Газпром» сможет заполнять трубу более чем наполовину.
Ранее руководитель Минэнерго Александр Новак сообщал, что Россия предлагает выставлять на аукцион свободные мощности трубопровода OPAL. Это позволит исключить его из-под действия Третьего энергопакета Евросоюза. В планах «Газпрома» получить право на 100% заполнение газом трубопровода OPAL, предоставив определенные объемы топлива для продажи на открытом рынке.
Объективно «Южный поток» нужен Европе, поскольку повышает энергетическую безопасность региона, но ЕК преследует несколько целей в переговорах с Россией — прежде всего в ЕС хотят добиться доступа в трубопровод газа «третьих сторон». И в первую очередь речь идет об азербайджанском газе, на поставки которого в Европе строят большие планы. Евросоюз пока мало волнует, что на текущий момент речь идет всего лишь о ежегодных 10 млрд кубометрах «голубого топлива» из Азербайджана — главное, чтобы эта страна смогла «присосаться» к проекту России. Кстати, не отсюда ли все те проблемы, которые возникли у России с Азербайджаном в нефтегазовом секторе в конце прошлого и начале этого годов? Вспомним хотя бы ситуацию с «заморозкой» трубопровода Баку-Новороссийск и т.д… А для ЕС незначительный объем азербайджанского газа – не суть важно: азербайджанский газ хоть и не избавит европейцев от зависимости от “Газпрома”, но это – принципиальная позиция, это, так сказать, пробный шар, ведь затем в перспективе речь может пойти и о транспортировке топлива из Туркмении или Ближнего Востока.
Впрочем, в Евросоюзе параллельно могут преследовать и другую цель: нагнетая ситуацию вокруг «Южного потока», может быть удастся снизить цену на российский газ, а заодно и сохранить лицо – ведь не так-то и просто взять и отказаться от ранее принятого закона.
|